Текущее время: 23 авг 2017, 02:40


Ответить Страница 1 из 1   [ 1 сообщение ]
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Пепельная среда и Великий Пост
СообщениеДобавлено: 21 июл 2016, 20:54 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 июл 2016, 12:52
Сообщения: 17
Благодарил (а): 108 раз.
Поблагодарили: 70 раз.
Изображение

Великий Пост в церкви установлен в память сорокадневного поста Иисуса Христа, который вскоре после Своего крещения удалился в пустыню и постился там (Мф. 4:2), а также в память сорокадневного поста Моисея (Исх. 34:28) и Илии (3 Цар. 19:8).

В Западной церкви период Великого поста начинается с дня Пепельной среды. В этот день, в соответствии с древним обычаем, верующим наносится на лоб знамение креста освященным пеплом.

Посыпание пеплом чьего-либо тела (и облачение в дерюгу, очень грубый материал), как внешний знак внутреннего покаяния или скорби - очень древнейший обычай. Он встречается несколько раз в Ветхом Завете. Возможно, самое раннее упоминание находится в конце книги Иова, где главный герой произносит слова : «Я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:6). Другие примеры посыпания пеплом можно найти во 2-й книге Царств (13:19), в книге Эсфирь (4:1,3), в книгах пророков Исайи (61:3), Иеремии (6:26), Иезекииля (27:30), Даниила (9:3) и в книге Маккавеев (1 Макк. 3:47). В Новом Завете Иисус Христос ссылается на этот обычай в Евангелии от Матфея (11:21): «Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись».

C 3-4 веков церковь стала возлагать пепел на головы публично кающихся, после исповедания ими своих грехов. С 10 века голову пеплом стали посыпать все верные, чтобы обозначить свое вступление на путь обращения. В 14 веке возложение пепла встречалось в западной церкви уже повсеместно.

Пепельная среда, первоначально называвшаяся dies cinerum (пепельный день), упоминается в древнейших копиях Требника папы Григория, датируемого концом VIII века. Одно из раннейших описаний Пепельной среды находится в писаниях англо-саксонского аббата Элфрика (955-1020). В Житиях святых он пишет: «Мы читаем в книгах и Ветхого, и Нового Завета, что люди, каявшиеся в своих грехах, посыпали себя пеплом и облачали свои тела в рубище. Будем же совершать это немногое в начале нашего Поста, посыпать наши головы пеплом в ознаменование того, что нам следует приносить покаяние в наших грехах в течение Великого Поста».

Во время обряда возложения пепла, священник повторяет: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» или «Помни, что ты прах, и в прах возвратишься». Эти слова и действия символизируют сердечное сокрушение и покаяние, с которыми христианин начинает пост.

Русскоязычные источники Интернета единодушно утверждают, что обряд посыпания пеплом в ознаменование начала Поста является католической традицией, в то время как лютеране и англикане проводят в этот день богослужение, посвящённое покаянию, без обряда посыпания пеплом.

Иностранные источники, однако, как всегда, открывают массу неведомого русскоязычному читателю. К примеру, статья англоязычной Википедии (Ash Wednesday) вообще не говорит о том, что эта традиция соблюдается исключительно католической церковью, но отмечает, что данный обряд проводится как в католической церкви, так и в ряде других церквей: лютеранских, методистских, пресвитерианских и англиканских. Источники, на которые ссылается англовика, утверждают, что в XX веке этот обряд стал использоваться в перечисленных протестантских конфессиях. Небольшое число православных тоже соблюдают этот обряд, хотя и в другой день (в соответствие со своим литургическим календарём).

Англовика сообщает также со ссылкой на методистский источник, что в некоторых церквях упрощённой богослужебной традиции (low church часто переводится буквально "низкая церковь", хотя точнее было бы сказать "скромная", "скудная", "простая"), практика посыпания пеплом заменяется на другие обряды, символизирующие покаяние. К примеру, в одном из таких вариантов верующие пишут на бумажных карточках грехи, в которых раскаиваются, складывают эти карточки на алтарь, после чего все они там сжигаются. В церквях также часто проводится ритуал общей исповеди грехов в Пепельную среду.

В протестантских церквях не существует предписанного Великого Поста (и вообще поста) в форме пищевого воздержания. Католическая церковь после реформы II Ватиканского собора также свела пищевые посты к минимуму. Она различает понятия «пост» и «воздержание от мяса». Воздержание от мясной пищи предписывается католикам во все пятницы года, кроме больших праздников. В Пепельную среду и Страстную пятницу церковь предписывает верующим соблюдать строгий пост — в этот день нельзя есть мясо, а постную пищу можно есть досыта только один раз в день. В случае, когда кто-то не может соблюдать необходимые предписания, церковь позволяет провести дни покаяния иначе. Дела милосердия и молитва в любом случае считаются более важными и существенными, чем пищевое воздержание.

Хотя в православии существует масса предписаний в отношении пищи, которую можно или нельзя употреблять в период Поста, основным содержанием Поста также является не пищевая диета, а обращение к Богу и покаяние. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления», - писал святой Иоанн Златоуст.

В период Великого Поста в православной церкви по традиции читается молитва святого Исаакка Сирина, которая звучит следующим образом:

Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия
и празднословия не даждь ми,
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любве, даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения
и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков, аминь.

А. С. Пушкин написал стихотворное переложение этой молитвы:

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлегать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей -
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

_________________
Обычно, победа означает временный покой. Но покой - это вечная победа.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить Страница 1 из 1   [ 1 сообщение ]
Теги: пепельная среда и великий пост, форум о непознанном, мужской форум, информационно-развлекательный портал




Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  



Мужской форум
информационно-развлекательный портал


.
© 2012 - 2017